Коммерческое обозначение может быть использовано в целях индивидуализации одного или ряда предприятий, однако в целях индивидуализации одного предприятия использование двух и более коммерческих обозначений запрещено (пункт 2 ст. 1538 ГК РФ).
Кроме того, запрет на использование в отношении одного предприятия нескольких коммерческих обозначений (более двух) обусловлен одним из условий возникновения и использования коммерческого обозначения: недопустимо использовать в качестве коммерческого обозначения такое, которое может ввести в заблуждение как потребителей, так и контрагентов юридического лицу по поводу его индивидуализации.
В соответствии с пунктом 1 ст. 1539 ГК РФ правообладателю принадлежит исключительное право, которое включает в себя правомочие использования коммерческого обозначения в целях индивидуализации предприятия любым способом, не противоречащим закону.
Таким образом, законодатель в регулировании вопросов использования исключительного права на коммерческое обозначение использует позитивный (разрешительный) прием, с помощью которого устанавливаются «внешние рамки» использования того или иного объекта права. Такой прием в большей степени способствует использованию определенного обозначения максимально возможными способами.
Вместе с тем в законе приводится примерный перечень тех способов, посредством которых возможно использование коммерческого обозначения. К таким способам закон относит указание коммерческого обозначения на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках.
При этом следует отметить, что аналогичное использование предусмотрено в отношении фирменного наименования. В соответствии с пунктом 1 ст. 9 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - закон о защите прав потребителей) изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец или же исполнитель размещает указанную информацию на вывеске.
Более того, в ряде случаев нормативные акты подзаконного уровня предъявляют также к вывеске дополнительные требования. В частности, предприятии общественного питания должны обязательном порядке указывать на вывеске тип и класс заведения, аптечные организации – указание на вид: «Аптека», «Аптечный кисок» и т.д.
На сегодняшний день Интернет представляет собой один из основных источников информации, включая рекламу. При этом субъекты предпринимательской деятельности все чаще предпочитают в целях размещения рекламы именно «всемирную паутину». В целях более доступной информации о предпринимателях они приобретают доменные имена (домены).
Домены (доменные имена) не относятся к охраняемым в силу закона результатам интеллектуальной деятельности и средствам индивидуализации, поэтому возможность отнесения их к тем или иным средствам индивидуализации (при этом не исключена возможность отнесения доменного имени к самостоятельному объекту правовой охраны) и порождает в юридической литературе соответствующие споры.
Вместе с тем руководствуясь нормой закона можно прийти к выводу о том, что лицо не может приобрести на него исключительное право. Следует отметить, что в международных правовых актах (в документах ВОИС, в Соглашении ТРИПС) доменные имена также не признаны в качестве средств индивидуализации.
Не вызывает сомнений материальная ценность доменов, которая заключается в определении всего функционирования сети Интернет, поскольку именно домен является тем самым объектом «всемирной паутины», который связывает ее всех пользователей. Доменные имена должны, безусловно, рассматриваться в качестве объекта права, которому необходимо предоставить охрану, а также охрану информационных ресурсов, расположенных на соответствующем сервере и под определенным доменным именем.
Вместе с тем доменные имена выполняют в сети Интернет не только адресную функцию. Они фактически стали индивидуализировать не просто некую информацию субъекта предпринимательства, а такую информацию, которая индивидуализирует ту или иную продукцию различных предприятий.
Одной из функций доменных имен является реклама производимой и реализуемой ими продукции, оказываемых услуг и выполняемых работ. В связи с изложенным считаем целесообразным рассматривать доменные имена в качестве самостоятельных средств индивидуализации, при этом в доменное имя возможно (и на практике чаще всего так и бывает) включение коммерческого обозначения, что не является основанием для их отождествления.
Еще одна норма вызывает вопросы относительно использования коммерческого обозначения. Во-первых, законом не установлен срок, в течение которого действует исключительное право на коммерческое обозначение. Считаем, что такой прием законодателя следует расценивать как факт бессрочного действия рассматриваемого права. Более того, такой срок имеет прямую зависимость от срока существования непосредственно самого предприятия, на индивидуализацию которого направлено используемое правообладателем коммерческое обозначение. С учетом сущности коммерческих обозначений отсутствие соответствующих ограничений по срокам вполне объяснимо и целесообразно.
Во-вторых, на основании пункта 2 ст. 1540 ГК РФ исключительное право на коммерческое обозначение прекращается в случае неиспользования последнего непрерывно в течение одного года. Исходя из такого содержания указанной нормы, остается непонятным, как происходит прекращение права, нужно ли обращаться в суд в целях прекращения исключительного права на коммерческое обозначение, в этой связи особо остро встает вопрос о тех критериях использования или неиспользования коммерческого обозначения, которые могут повлиять на решение данного вопроса, можно ли восстановить исключительное право на коммерческое обозначение или оно не подлежит восстановлению в отличие от иных средств индивидуализации.
Что касается порядка прекращения исключительного права на коммерческое обозначение, соответствующие разъяснения были даны в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 5, Пленума ВАС РФ № 29 от 26 марта 2009 года «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», в пункте 65 которого прямо указано, что такое прекращение происходит автоматически.
Другими словами, в целях прекращения исключительного права на коммерческое обозначение нет необходимости обращаться в судебные или иные органы (в отличие, например, от исключительного права на товарный знак). Такое решение представляется нам обоснованным с учетом правовой природы коммерческого обозначения и его функций. Кроме того, не стоит забывать и о том, что коммерческое обозначение выступает факультативным средством индивидуализации предприятия в отличие от иных обозначений. В результате предусмотренная процедура прекращения исключительного права на коммерческое обозначение направлена на упрощение операций с рассматриваемыми обозначениями.
Если в определенный промежуток времени предприятие потеряет интерес к используемому коммерческому обозначению (например, в связи с использование иного обозначения), то по истечении одного года заинтересованные в данном обозначении лица смогут воспользоваться им безо всяких формальностей.
Безусловно, такое положение имеет важное практическое значение, облегчая оборот коммерческих обозначений, с другой стороны, такое правило не защищает в полной мере правообладателя коммерческого обозначения, поскольку создает дополнительные ситуации для возникновения спора относительно принадлежности исключительного права на коммерческое обозначение.
Если недобросовестный субъект предпринимательской деятельности захочет использовать получившее известность на определенной территории обозначение конкурента правообладатель сможет ему помешать уже на стадии активного использования «чужого» средства индивидуализации, обратившись за защитой нарушенного права в суд, поскольку в данном случае не предусмотрен административный порядок защиты нарушенного права. С учетом возможной длительности судебного спора правообладатель может понести большие убытки.
Более того, на нем как на истце будет лежать обязанность по доказыванию использования спорного коммерческого обозначения. Именно поэтому правообладатель всегда должен иметь доказательства фактического использования коммерческого обозначения любыми не запрещенными законом способами, поскольку он находится «в группе постоянного риска», что в любой момент заинтересованное лицо может заявить о неиспользовании обозначения в течение одного года.
Термин «автоматически» в указанном Постановлении также означает, что использование предыдущим правообладателем коммерческого обозначения по истечении годичного срока, с которым закон связывает прекращение исключительного права на рассматриваемое обозначение, возможно только в том случае, если данное обозначение не используется третьими заинтересованными лицами (которые в силу закона приобрели исключительное право на него). Таким образом, можно утверждать о том, что исключительное право на коммерческое обозначение, в отличие, например, от товарного знака или знака обслуживания, не подлежит восстановлению.
Важность определения использования коммерческого обозначения предпринимателем, если он заинтересован в его использовании, не вызывает сомнений и в данном случае. Нами уже был указан содержащийся в законе перечень возможных способов использования исключительного права на коммерческое обозначение.
Вместе с тем возникает еще одним вопрос: является ли использованием коммерческого обозначения включение его в фирменное наименование или товарный знак, а также знак обслуживания. Кроме того, правообладатель может предоставить право использования своего обозначения иному лицу на основании договора аренды предприятия или договора коммерческой концессии, когда коммерческое обозначение включается в состав предприятии как имущественного комплекса, т.е. как объекта права. На этот счет в законе нет прямых указаний.
На наш взгляд, ст. 1541 ГК РФ, предусматривающая положение о соотношении прав на коммерческое обозначение и фирменное наименование, могла бы ответить отрицательно на поставленный вопрос. Напомним, что исключительное право на коммерческое обозначение, которое включает в свое содержание отдельные элементы фирменного наименования правообладателя или фирменное наименование в целом, возникает и действует независимо от исключительного права на фирменное наименование.
В пункте 2 ст. 1541 ГК ПФ показано соотношение прав, возникающих на товарный знак и коммерческое обозначение. На основании названной нормы правообладатель коммерческого обозначения может использовать его или его отдельные составляющие в принадлежащем ему товарном знаке. При этом, в случае включения коммерческого обозначения в принадлежащий правообладателю товарный знак, коммерческое обозначение охраняется независимо от охраны товарного знака. Получается, что законодатель предусматривает возможность использования коммерческого обозначения путем включения его (или его отдельных элементов) в принадлежащий правообладателю товарный знак или знак обслуживания.
Что касается предоставления права использования своего обозначения иному лицу на основании договора аренды предприятия или договора коммерческой концессии, считаем, что в данном случае речь, несомненно, должна идти именно о способе использования предприятием принадлежащим ему коммерческого обозначения (пусть даже в составе предприятия).