При реализации собственного проекта очень часто возникают ситуации, в которых органы государственной власти, призванные обеспечить реализацию прав, свобод и законных интересов без каких-либо необоснованных препятствий, сами создают препятствия.
В подобных условиях очень важно понимать, что такое административно-правовой способ защиты прав, свобод и законных интересов.
Административно-правовой способ защиты, свидетельством чему является правовая практика, используется в случае, если имеют место препятствование реализации, тем более защиты законных прав, свобод, интересов (получение разрешительной документации, проверки контрольных и надзорных органов, получение грантов, субсидий, получение необходимой информации и т.д. и т.п.), либо их умышленное или неосторожное нарушение.
В каждом конкретном случае, вы вправе определить, каким путем решать возникшую проблему: обращаться сначала к административно-правовому, а затем в зависимости от результатов к гражданско-правовому, уголовно-правовому, конституционно-правовому, а возможно и к международно-правовому способу защиты.
Административно-правовой способ восстановления и защиты нарушенных прав, свобод и интересов является самым простым и доступным. Он не требует особых юридических знаний и экономических, материальных затрат, однако очень многие должностные лица игнорируют обращения к ним с жалобами, заявлениями и предложениями, рассмотрение задерживается либо носит поверхностный характер или передается на откуп третьестепенным лицам, прав на надлежащее принятие решения не имеющим, и это несмотря на предписания ст. 33 Конституции РФ, Федерального закона № 197- ФЗ от 14.12.1995 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» и Федерального закона № 59-ФЗ от 02.05.2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан».
Приняв решение об обращении к административно-правовому способу защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов, необходимо определить охранялось ли нарушенное право административным законом, что требует ознакомления с содержанием ст.1.2. Кодекса РФ об административных правонарушениях, затем со ст.2.1., позволяющей определить относится ли противоправное деяние к административному правонарушению или нет, а после этого определиться, кто есть правонарушитель, ибо административная ответственность применяется как к физическим лицам ст.ст.2.5.-2.6., так и к юридическим (ст.2.10.), должностным (2.4.) КоАП РФ).
Остается выяснить кто те органы или должностные лица, которые вправе и обязаны разрешить возникшую проблему. Для указанных нужд следует ознакомиться с содержанием главы 23 КоАП РФ, в которой несложно найти ответ на то, кто же из них будет разрешать возникшую ситуацию.
Процедура обращения в вышестоящие инстанции и к должностным лицам ничем не отличается от обычного обращения, за исключением обязательности представления вместе с новой жалобой копии текста предыдущей, ответ на которую не удовлетворил обратившегося либо не последовал вообще. В прокуратуру, налоговую инспекцию вправе обращаться с жалобой либо заявлением, помня при этом, что обращения в данной ситуации зависит только от основания подключения указанных органов. Злоупотребление властью, превышение полномочий, ненадлежащее исполнение функций, халатное отношение к исполнению служебных обязанностей являются основаниями для обращения в прокуратуру с устным либо письменным заявлением. Неправомерные действия, повлекшие причинение материального, экономического вреда наделяют правом для подключения кроме прокуратуры еще и налоговой инспекции. К примеру, заработная плата не выплачивается, а кабинеты руководящего состава предприятий, организаций насыщаются дорогостоящей мебелью, оборудованием, импортным транспортом.